Чтобы соответствовать этому статусу, нужно, по мнению Чалого, кое-что сделать.
"Невозможно себе представить патриотическую столицу без современного городского пространства, бережного отношения к уникальной природе региона, современной экономики и образования".
То есть статус патриотической столицы Севастополю надо заслужить - вот этой работой по благоустройству, превращению Севастополя в правильно обустроенный город с эффективной экономикой.
Мне кажется, Чалый совершил две логические ошибки.
Во-первых, скрепа российской государственности не исчерпывается "патриотизмом". Неправильно упакованный патриотизм вообще может привести к разрушению государственности - см. практический опыт применения патриотизма в гитлеровской Германии. Да и между прочим война России в Европе, начатая в 1914 году, была ой какая патриотичная.
Во-вторых, Севастополь может мечтать о качественно лучшей жизни, но не о том, чтобы иметь право называться "столицей".
Думаю, Севастополь и так является третьей - морской, южной, военной, и да, патриотической - столицей России. Всю свою историю, с момента основания Екатериной.
Усилий адмиралов-строителей, защитников Севастополя, героев обороны, нескольких войн - как бы достаточно Севастополю, чтобы ничего себе и другим не доказывать.
Конечно, благоустройство "как мечта" - вещь полезная. Для любого уважающего себя города: Читы, Мангейма, Сан-Франциско, Монпелье и так далее по цивилизационному глобусу.
Впрочем, ещё раз послушаем, что говорил президент в Херсонесе, о Херсонесе и о "Русской Мекке".
«Дело не в том, что здесь князь Владимир крестился, а в том, что после этого здесь началось укрепление централизованного российского государства. Место, где мы сейчас находимся, имеет уникальное значение для нашего государства, нашего народа и для нашей государственности».
Совсем другой смысл тут заложен.
Крещение князя Владимира в Херсонесе - это мощный впрыск христианства в российскую государственность. В этом значение и символизм Херсонеса как Русской Мекки российского государства. Россия укреплялась и развивалась именно как православное государство. А разрушилась (столетие назад), отрекшись от своих этических основ. Это относится и к элите, и к народу.
Элите и народу захотелось как раз вот этого благоустройства своей жизни, уюта, комфорта и передела общественных благ. Это вышло на первый план.
"Патриотизм" в его чистом беспримесном виде, с красивыми столичными лавочками - это не та скрепа государственности, о которой Севастополю следует мечтать.
Севастополю следует мечтать, чтобы всё вот это неизбежное благоустройство не вытравило из него душу, не свело на нет смысл и значение Херсонеса как Русской Мекки. Чтобы исторический дух Севастополя не был закатан в камень и заасфальтирован.
Говорить о значении Русской Мекки для России можно и нужно, и Чалому спасибо за услышанный призыв президента к дискуссии.
Уверен, она будет продолжена.
Политолог
Игорь Рябов