Сетевые кинотеатры и кинопрокатчики в начале марта попросили у государства помощи, а когда их голос утонул в хоре других просящих, начали думать, как жить дальше.
По оценке ассоциации продюсеров кино и телевидения в 2022 году российские кинотеатры могут потерять более 11 млрд рублей. Доходы от проката голливудских картин составляют примерно 75% выручки российских кинотеатров, ситуация осложняется тем, что демарш случился накануне лета.
В это время обычно выходят голливудские блокбастеры, а российские студии, привыкшие к такому положению дел, планируют выход своих картин на осень и зиму.
Первой и самой очевидной мерой стал показ хитов прежних лет. Эта практика стала расширяться еще с 2018 года, когда в IMAX прошел показ культового фильма Стенли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Причем в России интерес к ней оказался выше, чем в США. На экраны даже рискнули вернуть арт-хаусную картину «Мертвец» Джима Джармуша, напомнили о первой «Матрице» накануне выхода очередного продолжения, показали и другие фильмы.
Сборы, конечно, были скромными, однако зрителя постепенно приучили к таким камбэкам. Есть шанс, что более попсовые и близкие россиянам картины зайдут гораздо лучше.
На этой неделе в повторный прокат вышли «Брат» и «Брат-2», которые в нынешних геополитических условиях смотрятся по-новому. Повторно выйдет комедия «Холоп», драма «Движение вверх», мультфильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Эти фильмы обязательно найдут своего зрителя - тех, кто не успел посмотреть премьеру, или только сейчас подрос для похода в кинотеатр.
Кроме того, часть московских кинотеатров решила попытаться привлечь аудиторию YouTube - они будут показывать на большом экране премьеры выпусков популярных блогеров.
Возможны и более сложные схемы - например, премьеры российских сериалов, качество которых заметно выросло в последние годы. Правда, здесь необходимо найти компромисс с онлайн-кинотеатрами.
В этих условиях выживут именно те, кто найдет новые методы работы, не ожидая господдержки. Впрочем, вряд ли Голливуд долго будет держать свой запрет, поскольку западное кино не окупает себя на внутреннем рынке, а Россия – одна из лидеров в мире по сборам американских фильмов.
Кстати, с 28 апреля в повторный прокат выходит фильм «Волк с Уолл-стрит» с Ди Каприо. Тоже во многом актуальный фильм, с учетом гигантского фондового пузыря, который американцы надули за пандемию.
То есть кинотеатры могут заработать и на таких зарубежных кинохитах, если договорятся с правообладателями. За последние годы Голливуд снимает низкопробный шлак, что можно напомнить старые шедевры.