76.69p
86.91p
10:02
23.01.2022
8605
 

«Кружевной хоровод» в Севастополе

 

Встройте "ИНФОРМЕР" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Добавьте "ИНФОРМЕР" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках

«Ах, вологодский кружевной узор,
В наследство мне доставшееся диво:
Коклюшек перестук неторопливый,
Неспешный, задушевный разговор…»
Ирина Баженова

14 августа в Культурно-информационном центре открылась уникальная выставка «Кружевной хоровод», посвященная 1030-летию Крещения Руси.Севастопольская студия «Кружевница», которая объединяет мастеров и любителей кружевоплетения на коклюшках, была создана в 2009 году. Среди задач творческого объединения – сохранение и развитие старинного вида рукоделия. Кружевоплетение на коклюшках – уникальный и редкий вид рукоделия. Число мастеров, работающих в этой технике, весьма ограничено. Передать мастерство можно только из рук в руки, от мастера к ученику.

Первоначальное значение понятия «кружево» происходит от слова «окружать», означало оно отделку одежды в виде каймы на полах и рукавах одежды. Кайма могла быть различной: тканной, нашитой или вышитой. Первые кружева на Руси использовали именно в виде нашивок. 
Изначально кружево – это искусство европейское. Его возникновение связывают с появлением металлических булавок, так как сложные и тонкие изделия выполнять без них было невозможно, а булавки стали известны достаточно широко только с середины XVI века. Долгое время монополистом в производстве кружева являлась Италия, тайну производства кружев берегли как сокровище. Со второй половины XVI века сохранились образцы и  сколки; кружева появились на многочисленных портретах.

Памятников русского кружева ранее XVII века не сохранилось. Для наиболее ранних образцов характерно плетение из золотых и серебряных нитей. Его употребляли для украшения царской, боярской и церковной одежды. В XVIII веке наряду с золото-серебряным широкое развитие получает нитяное кружево. Петровские реформы внесли изменения в русский быт, особенно в быт правящих слоев общества. В украшении костюмов европейского образца широко использовали нитяное кружево.

Со временем кружевоплетение перерастает в промысел, кружево плетут не только на мануфактурах , но и горожанки, крестьянки, вынужденные искать дополнительный заработок. Кружево также входило в «дамское рукоделие», богатые барышни занимались им для удовольствия.

После революции кружево вначале было забыто как барская забава, но в конце 1930-х годов возникло новое направление в орнаменте кружева, цветы и листья заменили самолеты и трактора. Образцы этого время поражают: изображения, казалось бы, очень далеких от рукоделия объектов очень гармонично вплетались в кружевное «полотно».

В наше время традиции кружевоплетения не забыты, кружево является изысканным украшение костюма и интерьера.

В севастопольской студии 15 кружевниц. Среди них есть как профессиональные дипломированные мастера, так и кружевницы, которым этот вид рукоделия перешел по наследству от бабушек и прабабушек. В состав студии также входят представители молодого поколения, перенимающие опыт у более опытных мастериц. Как в музыке из семи нот создается удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора элементов создаются изделия, поражающие своей красотой, великолепием кружевных композиций, изяществом.

В выставке «Кружевной хоровод», представленной в КИЦ, принимают участие семь мастеров. Все они представители разных профессий, зачастую не связанных с творчеством. Лидия Столбовская - школьный учитель математики. Алла Осадчая - музыкальный руководитель в дошкольном учреждении, Ирина Ерофеева – психолог, Любовь Малая – техник связи, Марина Тернолуцкая – радиоинженер, Александра Померанская – инженер-механик, у Галины Богдановой редкая профессия – биолог-почвовед.

Такие разные женщины, но всех их объединяет любовь к созданию кружевных фантазий, и эти фантазии помогают им жить и радовать окружающих. 
Среди мастериц Севастопольской творческой студии «Кружевница» Лидия Ивановна Столбовская – самая активно плетущая. Ее рисунки узоров тонкие и изящные. Не являясь профессиональной кружевницей, Лидия Ивановна умеет создавать кружевные работы высокого качества и удивительной гармонии и красоты. Наверное, ее искренняя влюбленность в коклюшечное кружево «перетекает» в грациозные изгибы вилюшки, рисуемого ею узора. По словам коллег по кружевному мастерству, для них Лидия Ивановна является источником вдохновения и радости творчества!

В 2014 и 2017 годах члены студии «Кружевница» представляли город Севастополь на международном фестивале кружева в Вологде. В 2015 году одна из работ севастопольских мастеров получила специальный приз Международного вологодского конкурса "Кружевная Чудо-Птица».


Российская мастерица Алла Никоновна Осадчая оценивает кружевоплетение так: «Я славлю красоту рукотворчества моих предков. Надо, чтобы наши дети, внуки знали о своем Роде, о своих корнях. Мой род из Вологды и эту красоту, это чудо: скатерти, накидушки, дорожки, воротники плели на коклюшках мои бабушка, мама, тетушки. Этим изделиям 100-200 лет. Они хранят тепло, любовь, гармонию, энергию Рода. В России вологодскими кружевами украшали царские дворцы. Во время Великой Отечественной войны на Вологодские кружева покупали танки и самолеты. Воистину, в разные века кружевная красота радовала и спасала мир!»

Собрала материалы по кружевоплетению

Марина Сидорец

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.

 

 

Встройте "ИНФОРМЕР" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Добавьте "ИНФОРМЕР" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках



8605