76.47p
90.41p
00:30
26.10.2020
16996
 

Севастополь и древнегреческий миф

 

Встройте "ИНФОРМЕР" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Добавьте "ИНФОРМЕР" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках

Если Крым (Таврида) в мировой истории, бесспорно, является перекрёстком народов, культур, цивилизаций и событий, то Севастополь (Херсонес, Корсунь) начиная со времён стародавних, эпических и былинных также, бесспорно, можно рассматривать как некоего «регулировщика» на этом перекрёстке.

Собственно, самому Севастополю нет ещё и 300 лет, но происходившее там, где он сейчас расположился, уходит в такую глубь веков и тысячелетий, в которой реальность перемежается с вымыслами, а мифы и легенды воспринимаются фактами.

Одним из таких мифов, имеющим всемирную известность и ставшим неотъемлемой частью мировой культуры во множестве художественных произведений прозы, поэзии, живописи, изобразительном искусстве, мозаике, вазописи (то есть росписях на вазах), в пластике (то есть рельефов этрусских и римских саркофагов) и т. д. является миф об Ифигении.

Фабула событий мифа следующая:

Древние греки собираются в завоевательный поход на город Трою. Троя, город-государство, находилась на перекрёстке оживленных торговых путей, проходивших через пролив Геллеспонт, нынешние Дарданеллы, соединяющий Черное и Средиземное море. Находясь на берегу полуострова (холм Гиссарлык, нынче это территория Турции) со стороны Малой Азии, в непосредственной близости от пролива, Троя, таким образом, контролировала все пути, ведущие мимо неё, и получала от этого немалые доходы.

Троянцы мешали торговле греков, которые и развязали войну против Трои, как опасного торгово-экономического конкурента, объединившись в военный союз городов-государств.

Однако начало военной экспедиции откладывалась по погодным условиям – отчалить греческому военному флоту мешал очень сильный встречный ветер.

В те времена боги принимали самое активное и непосредственное участие в жизни людей и во всех их начинаниях, отдавая предпочтение то тем, то другим. Причём их «участие» бывало, порой, весьма и весьма эмоциональным.

Жрецы, общавшиеся с богами, сообщили грекам, что причина непогоды состоит в гневе богини охоты Артемиды за убитого Агемемноном, царём Микен, священного оленя в священной роще, где располагался храм богини.

Дабы «решить вопрос» с погодой положительно для греков, Артемида потребовала принести человеческую жертву. Выбор её пал на дочь Агамемнона  Ифигению. Но уже  под занесённым над телом распростёртой на алтаре девушки ножом «богиня» сжалилась над ней и подменила её… ланью!

А саму Ифигению чудесным образом переправила в Тавриду, Крым, в страну жестоких местных жителей тавров.

Тавры поклонялись Артемиде, называя её Девой, и приносили ей в жертву всех чужеземцев, которые сходили с кораблей на берега полуострова. В том числе и греков.  Ифигения стала жрицей в таврском храме Артемиды-Девы. Тяжёлая доля легла на её плечи: Ифигения очень тосковала по своей родине, по родному языку, по яркому солнцу в постоянном окружении мрачного серого небосвода, рокота серых волн на пустынном берегу и необходимости выполнять кровавый обряд… Во всяком случае именно так берега Тавриды, этого «края земли» в их географии, отображались греками и в их мифологии – страшными, жестокими и коварными…

После длительных и сложных перипетий троянской войны и после не менее сложных последующих за войной лет, связанных борьбой за власть в Микенах, сыну Агамемнона, то есть родному брату Ифигении Оресту, пришлось, спасая жизнь, бежать в ном (область) Фокиду к её правителю - царю Строфию. Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой, и точно так же должен был погибнуть и Орест. В вынужденном изгнании Орест подружился с сыном царя Строфия Пиладом.

В столь драматические события вмешивается другой бог, Аполлон, который повелевает Оресту отомстить за насильственную смерть отца. Что тот и делает – убивает Клитемнестру. То есть, убивает свою мать! Богини возмездия Эринии начинают преследовать юношу и, дабы умилостивить всех задействованных в событиях богов и богинь, Аполлон предлагает Оресту совершить подвиг – отправиться в Тавриду и выкрасть из храма Девы чудодейственную статую «богини» и доставить её в Грецию.

Орест соглашается. Вместе с ним в смертельно опасную экспедицию отправляется его друг ближайший друг Пилад. Сначала на крымском берегу для друзей сложилось не очень удачно  – тавры их схватили. Согласно действующим у них законам пленников должны были умертвить, принеся в жертву богине Деве. Выполнить обряд умерщвления должна была Ифигения. Но она решает спасти одного из своих соотечественников, греков, и организовать ему побег, дабы он сообщал весточку на родину, что она жива.

Здесь разыгрывается кульминационная часть мифологической драмы о судьбе Ифигении: Орест и Пилад спорят, доказывая друг другу своё право умереть, дабы собственной смертью дать шанс спастись товарищу. Этот пример становится примером абсолютно самоотверженной дружбы на все последующие за мифологическими исторические времена!

Поведение Ореста и Пилада становятся легендарным для подражания и в наше время. То, что по-русски звучит: «Нет большего счастья,чем отдать жизнь за други своя».

Но вот Ифигения из разговоров между собой пленников узнаёт в одном из них своего брата Ореста, который давно уже оплакал сестру, как погибшую на жертвеннике в храме Артемиды на родине. Ифигения решает спасти обоих и вместе с ними бежать. Казалось бы, безнадёжное предприятие удаётся в полной мере – они не только убегают, точнее, уплывают на галере, но и увозят на её борту статую богини Девы.           

В 7 в. до н. э. сюжет мифа был воплощён в поэме «Киприи», споры об авторстве которой длятся до сих пор, в том числе затрагивая самого Гомера! К этому же сюжету обращались Софокл и Эсхил в одноимённых трагедиях «Ифигения». В европейской драматургии всемирно известна драма в стихах под названием «Ифигения в Тавриде» Иоганна Вольфганга Гёте. А в музыкально-драматическом воплощении, например, опера Глюка «Ифигения в Тавриде». И в живописи данный сюжет также был весьма и весьма популярен:

Жертвоприношение Ифигении. Фреска из Помпей. Неаполь, Национальный археологический музей

 

«Ифигения в Тавриде», художник Аполлинарий Васнецов, 1889 г.

 

Впрочем, нет необходимости перечислять всё, что создано мастерами искусств разных эпох и разных стран на сюжет мифа об Ифигении – список очень велик.

Но какое отношение к этому мифу имеет Севастополь? Да самое, что ни на есть, непосредственное!

Дело в том, что местом расположения храма Девы и разыгравшимися возле него событиями, связанными с Ифигенией, Орестом  и Пиладом, многие энтузиасты и почитатели мифов Древней Греции локализуют местность в районе мыса Фиолент в Севастополе.

К таким энтузиастам, кстати, относится и А.С.Пушкин, который после посещения Георгиевского монастыря в районе мыса Фиолент и открывшихся его взору с головокружительных обрывов морских просторов, воскликнул: «Я верю, здесь был грозный храм, где крови жаждущим богам дымились жертвоприношенья!»…

Место, где мог находиться храм Девы, энтузиасты располагают, то на мысе Виноградном –  чёрная стрелка на фото, то на мысе Лермонтова – красная стрелка.

На мысе Виноградном действительно имеются фрагменты какого-то храма, но насколько они соответствует мифическому таврскому храму Девы, говорить сложно и неоднозначно. В историко-археологических кругах его именуют «Церковь хоры на мысе Виноградном». Построена ли эта церковь на ещё более раннем фундаменте культового сооружения «из времён легендарных» – знают только боги Олимпа.

На фото, приведённом ниже, хорошо видны фрагменты этого храма:

Также в береговом массиве обрыва, прямо напротив мыса Виноградного, находится фрагменты ещё одного, если можно так выразиться, «пещерного» храма:

В самом же мысе, с южной стороны, «прямо с воды» можно заплыть в небольшой грот. Под сводами грота гнездятся летучие мыши, а по дну его очень интересной и пятнистой расцветкой каменного дна словно разлёгся огромный удав.

На фото по красной стрелке обозначен «вход» вплавь в грот:

На мысе Лермонтова никаких признаков культовых сооружений нет и он интересен тем, что сквозь него «по воде» есть естественный туннель, через который вполне может пройти лодка или небольшой катер:

Местом возможного расположения храма Девы мифологические энтузиасты  считают и сам мыс Фиолент – по красной стрелке на фотографиях:

 

На самом мысе Фиолент располагается метеостанция и пограничная часть.

Возле же него из воды выступают две высокие скалы, одна из которых называется «Орест» (красная стрелка), а другая – «Пилад» (чёрная стрелка):

А теперь вернёмся снова к картине А.Васнецова.

Узнаёте на ней мыс Фиолент и две скалы за спиной у женской фигуры (если внимательно присмотреться), выступающие из воды? Это и есть скалы «Орест» и «Пилад», названные в честь героев из мифа об Ифигении, запечатлённые почти с того же ракурса на ниже приведённой фотографии, что и на картине А.Васнецова.

В самой скале «Орест», где-то на глубине 12 метров, имеется сквозной проход длиной около 15 метров, который можно проплыть!

Кстати, мыс в разное время имел разные названия: Партениум (Партенион), Феленк-Бурун, Манастыр-Бурун, мыс Святого Георгия. Партениум же – это, собственно, и есть мыс Девы или ещё скала «Ифигении»! (По чёрной стрелке отделившаяся от массива мыса огромная скала, немного «заваливающаяся» в море).

Той самой «богини», в часть которой где-то в границах «большого Фиолента» и располагался мифический храм Девы, в котором жрицей служила Ифигения.

Объяснение нынешнего названия мыса Фиолент до сих пор является предметом жарких дискуссий историков и краеведов. Одни выводят его из греческого выражения «Божья страна», другие из генуэзского слова violente, «неистовый», возможно из-за сильных штормов, бушующих у мыса осенью и зимой. Третьи этимологию названия выводят из турецкого слова felenk, переводимого как  некий «скат для спуска судов на воду».

Правда, чтобы назвать реально отвесные обрывы высотой более 100 метров «скатом для судов», надо обладать очень развитой фантазией! 

А вот наш земляк, всемирно известный историк и краевед Александр Бертье-Делагард считал, что с турецкого название можно перевести как «Тигровый мыс»… Во всяком случае, если о современном названии мыса Фиолент можно спорить, то название скал «Орест» и «Пилад» не могло возникнуть просто так и, бесспорно, несёт в себе отражение привязки «на местности» к легендарным событиям, разыгравшихся где-то здесь и запечатлённых в древнегреческом мифе об Ифигении, Оресте и Пиладе.

Миф – это не просто «сказка», «вымысел» или «фантазия». Миф, с одной стороны, отражал рациональное стремление человека древности постичь цельную картину окружающего его мира, неотъемлемой часть которого для него являлись боги с их постоянным взаимодействием с людьми.

С другой стороны, события в мифах являлись частью иррационального знания, в котором многие имевшие быть в них события становились сакральными примерами для подражания в таких проявлениях, как дружба, любовь, преданность Родине, самопожертвование во имя блага других и т. д.

В мифе об «Ифигении в Тавриде» разыгравшегося где-то в окрестностях нашего прекрасного города таким примером «отдать жизнь за други своя» стали Орест и Пилад. Пусть и мифические, но это были, без всякого сомнения, героические юноши, готовые без малейшей тени сомнения к подобному самопожертвования.

И через много веков в Севастополе во время двух его оборон уже настоящие, а не мифические герои, явили миру примеры самопожертвования, силой своего духа и мужества,  ставшие ЛЕГЕНДАРНЫМИ в реальной жизни и в реальной истории для всего человечества на все последующие века.

Вот так удивительно в нашем городе словно переплелось мифическое и действительное, пусть и разделённое друг от друга тысячелетиями… 

 

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.


 
 

Встройте "ИНФОРМЕР" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Добавьте "ИНФОРМЕР" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках



16996