04.12.2017 11:58
18041

Севастопольские заксобранцы и календари

Чем внимательнее знакомишься с тем, что уже успели «натворить» в городе депутаты Законодательного Собрания Севастополя, тем отчётливее становится видно, какое «коллективное недоразумение» стало одной из ветвей власти над севастопольцами.

Да, на момент выборов и в состоянии эйфории от возвращения на Родину, в Россию, основная масса нас, севастопольцев, верила в то, что выбираемые нами народные избранники будут достойны нашего выбора. Увы, разочарование наступило буквально через пару-тройку месяцев. И абсолютно «по делам их»… В том числе и с «элементом общественного сознании» и как его, этот элемент в понимании Заксобрания, необходимо утверждать в сознание севастопольцев.

А именно: 

К некоторым «Памятным датам» для «сохранения и развития исторических традиций города» в трактовке Заксобрания – имеются вопросы.

Вот об этом мы и поразмышляем вместе с вами, уважаемые севастопольцы!

Потому что личные исторические предпочтения скверно образованной группки из нескольких депутатов не могут и не должны быть насильно навязываемыми всем остальным.

Итак:

13 (1) февраля – День рождения адмирала Корнилова Владимира Алексеевича (1806 год).

5 июля (23 июня) – День рождения адмирала Нахимова Павла Степановича (1802 год).

Прежде всего, необходимо отметить, что существующая ГРАМОТНАЯ практика написания даты рождения по двум календарям – Юлианскому и Григорианскому – осуществляется в следующей последовательности: сначала пишется дата «старая», а в скобках – дата «новая», а затем – год. То есть не 13 (1) февраля, как в случае с днём рождения В.А. Корнилова, а 1 (13) февраля. Или для П.С. Нахимова – 23 июня (5 июля).

Кроме того, ГРАМОТНОЕ же отображение праздничных и памятных дат не предполагает двойного цифрового написания. К примеру, общегосударственный праздник «День народного единства» празднуется в современной России, живущей по «календарю григорианскому», 4 ноября. Хотя события в 1612 году, по освобождению Москвы от поляков, происходили в 20-х числах октября «юлианского календаря».

Так что «конструкция», изобретённая в севастопольском Заксобрании по отображению «памятных дат», мягко говоря, безграмотная.

Если же и далее придерживаться исторической точности и исторической же справедливости, то по «морскому ведомству» периода героической обороны Севастополя в 1854-1855 годах с именами П.С. Нахимова и В. А. Корнилова НЕРАЗРЫВНО связано и имя контр-адмирала Владимира Ивановича Истомина (1809-1855).

Именно ему было поручено возглавить оборону ключевой позиции левого фланга – Малахова кургана, а также 1-го и 2-го бастионов, Селенгинского и Волынского редутов.

В своё время на линейном корабле «Азов» под командованием капитана 1-го ранга Михаила Лазарева ВМЕСТЕ, в ещё небольших чинах, служили Нахимов, Корнилов и Истомин, принимавшие участие в знаменитом Наваринском сражении.

Зная В.А. Истомина хорошо, ЛИЧНО и абсолютно ему доверяя, нисколько не сомневаясь в его мужестве и бесстрашии, Нахимовым и было доверено Истомину это одно из самых ключевых и опасных мест обороны Севастополя.

В своих докладах Императору главнокомандующий князь Меньшиков отмечал героизм Истомина. По его ходатайству, Истомин был награждён в ноябре 1854 года орденом Святого Георгия третьей степени с приложением к награде именного рескрипта Императора Николая I, в котором Император ЛИЧНО поздравил Владимира Ивановича с наградой словами восхищения его ратными подвигами.

Контр-адмирал В.И. Истомин погиб 7 (19) марта 1855 на «Камчатском люнете». На месте гибели друга и соратника по распоряжению П.С. Нахимова был выложен крест из ядер. Похоронен В.И. Истомин во Владимирском соборе, где также нашли своё упокоение П.С. Нахимов и В.А. Корнилов.

С другой стороны, чем ВООБЩЕ вызвана такая странная избирательность в «назначении» памятных для города дат периода Первой обороны, если можно так выразиться, «из моряков»? «Специалисты»-историки из числа депутатов Законодательного Собрания не знают о контр-адмирале Фёдоре Михайловиче Новосильцеве, капитане первого ранга Льве Ивановиче Будищеве и других моряках, чьи подвиги и ратные труды во славу Севастополя и России вписаны в историю также героически ярко?

Кроме того, при всём ЗАСЛУЖЕННОМ уважении к фигурам Корнилова и Нахимова, город защищали не только моряки, но, если можно так выразиться, и «армейцы». Их вклад в общее дело был НЕ МЕНЕЕ весом и значим: генерал-лейтенант Степан Александрович Хрулёв, «обер-крот» штабс-капитан Александр Васильевич Мельников, заведующий всеми оборонительными работами Севастополя военный инженер Эдуард Иванович Тотлебен и многие другие. 

Чтобы ЭТО понимать в рамках ими заявленной цели «сохранения и развития исторических традиций города Севастополя» – НЕЛЬЗЯ делать подобное «сохранение» умалением заслуг других героических участников обороны города.

Подобная дата ДОЛЖНА была бы быть ОДНОЙ на всех героических защитников Севастополя.

Например?

14 мая – именно в этот день в 1905 году для всеобщего посещения была открыта Панорама. Причём, первыми посетителями были ВЕТЕРАНЫ севастопольских сражений, которых увиденное растрогало до слёз.

Видимо, никто из депутатов севастопольского Заксобрания, сочинявших памятные даты, НИКОГДА не был на Братском кладбище Северной стороны и не имеет ни малейшего представления обо всех СОБЫТИЯХ и ИМЕНАХ участников Первой обороны города.

18 мая – День памяти жертв депортации (1944 год). Сегодня, согласно Конституции Российской Федерации, Севастополь — город федерального значения в составе Российской Федерации, а также административно не является составной частью другого субъекта Российской Федерации – Республики Крым.

И масштабы, связанные с фактами переселения ряда этносов в 1944 году из Крыма, вообще несопоставимы с подобными действиями, имевшими место быть непосредственно в освобождённом от гитлеровцев Севастополе.

Теперь о дате

18 мая 1944 года – это дата исполнения решения руководства СССР от 11 мая 1944, касающегося ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО крымскотатарского населения полуострова.

И не ДЕПОРТАЦИИ, а принудительного ПЕРЕСЕЛЕНИЯ. Депортация – это высылка ЗА пределы государства, а переселяемые крымские татары в реалиях Советского Союза назывались спецПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ в другие районы ВНУТРИ государства. В то конкретное время – государства СССР.

Событие для крымскотатарского народа того исторического периода, бесспорно, трагическое. Но, тем не менее, и по сей день имеющее разные оценки и трактовки. Да и реалии уже современной России не всегда имеют к совершённому властями СССР прямое или непосредственное отношение.

Кроме того, 18 мая – с точки зрения «памятной даты» – точно также не имеет никакого отношения, например, к переселённым из Крыма болгарам, грекам или армянам, потому что начало их переселения датируется 27 июня 1944 года.

Кто-то может возразить: да какая, мол, разница? Однако она существенная. Причём непосредственно для части крымских татар и крымских греков в их взаимоотношения уже между собой во время оккупации Крыма гитлеровцами.

Причём эти отношения между ними порой складывались особо драматично. Речь идёт о так называемой «крымской» Хатыни – 23 марта 1942 года немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками была ПОЛНОСТЬЮ стёрта с крымской земли греческая деревня Лаки. Разрушены 87 дворов, клуб, школа, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников, церковь – людей убивали и сжигали заживо. К сожалению, всю «чёрную и кровавую работу» при уничтожении греческой деревни Лаки исполняли пособники гитлеровцев, представители именно крымских татар, добровольцы из карательного батальона. Это факты - от них никуда не денешься…

После оставления Севастополя войсками Красной Армии в июле 1942 года и захвата его гитлеровцами, в городе проживало до 36 000 человек. А к моменту освобождения города в мае 1944 года – всего около 11 000. В процентном же отношении русские до оккупации составляли 75 % населения, татары – 6 %, армяне – 0,8%, греки – 1,2%. А после оккупации – при регистрации оставшихся – из 11 000 тысяч оставшихся около тысячи человек числились татарами и около 2 тысяч - иных национальностей. Более 25 000 мирных русских жителей Севастополя погибли или были ДЕПОРТИРОВАНЫ в Германию. У депутатов Заксобрания нет желания отметить памятной датой ЭТИ жертвы фашисткой депортации? 

Для Севастополя же сейчас, как отдельного субъекта Российской Федерации, и, тем более, в ретроспективе событий БОЛЕЕ крымских, а не севастопольских тогда, как ГЛАВНОЙ базы ФЛОТА, где НЕ БЫЛО массового проживания (в том числе, крымскотатарского населения) подобная «памятная дата» совершенно неуместна и двусмысленна. Мягко говоря.

Памятные даты должны людей ОБЪЕДИНЯТЬ общими свершениями на общее благо, а не провоцировать возможную конфронтацию по событиям минувшим и, повторимся, неоднозначным в оценках и восприятии даже по прошествии многих лет.

14 ноября – День исхода русской армии (1920)

Похоже, что депутаты севастопольского Заксобрания вообще какие-то инопланетяне в отечественной и городской истории.

В ноябре 1920 года из Севастополя уходила НЕ ТОЛЬКО армия, но и гражданские лица, которых, из более чем 147 000 человек, покидавших тогда Родину, было не менее трети. О чём текст на мемориальной табличке, размещённой в 1995 году на Графской пристани, говорит абсолютно исчерпывающе: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 года»Не акцентируя только армию и не акцентируя дату.

Покидали Россию вместе с «белой» армией под командованием барона П. Н. Врангеля, например, писатели Владимир Набоков и наш земляк, севастополец, Аркадий Аверченко, певец Александр Вертинский и т. д. Почему же тогда только «исход армии»?

11 ноября 1920 года Врангель издаёт приказ об эвакуации со следующим текстом: «Всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага».

И почему тогда «русская армия», когда в приказе сказано «всех», кто посчитает возможным найти в себе силы и далее избрать сей крестный путь?! Да и со стороны «красных» так же была русская армия. Братоубийственная война, приведшая к исходу части русского общества в эмиграцию, была гражданская, то есть русских с русскими.

Более того, организованная эвакуация происходила не только из Севастополя, а и Керчи, Ялты, Евпатории и Феодосии в общем количестве на 138 кораблях.

Причём, ещё за полгода до событий ноября 1920 года штабом главнокомандующего Врангеля был составлен пошаговый план возможной эвакуации. Корабли под погрузку были РАСПРЕДЕЛЕНЫ по портам Крыма, а не собраны ВСЕ в Севастополе. В портах «эвакуационной приписки» был создан неприкосновенный запас продовольствия и угля.

14 ноября корабли с беженцами вышли из Севастополя, а 15 ноября прибыли на внешний рейд Ялты. Затем корабли пошли на Феодосию. 

16 ноября на имя главнокомандующего Врангеля пришло радио из Керчи, что на корабли загрузились остатки частей кубанских и терских казаков. Последними же в Керчи на борт поднялись патрули юнкеров, обеспечивающих порядок в городе.

Таким образом, если говорить о «дате исхода», то он проходил с 14 по 16 ноября 1920 года из ПОРТОВ Крымского полуострова: Севастополя, Евпатории, Керчи, Феодосии и Ялты. И только 16 ноября общим караваном корабли взяли курс на Константинополь.

Так что формулировка от севастопольского Заксобрания «День исхода русской армии» – совершенно бестолковая по сути, а также антиисторическая по существу и, вдобавок ко всему, неточная по дате.

Ещё и потому, что события ноября 1920 года в Крыму означали собой не исход «белой» русской армии, то есть всей, как финал Гражданской войны в целом, а завершение вооружённого противостояния «белых» и «красных» только на Юге России. Ибо бои гражданской войны «русских армий» между собой продолжались до 1922 года и закончились на Дальнем Востоке.

14 апреля – День принятия Устава города Севастополя (2014)

С этой датой вообще, если можно так выразиться, «засада»… Относительного того, что опубликовано на сайте Законодательного Собрания Севастополя, а именно:

С одной стороны Устав: «Принят Постановлением № 1 Законодательного Собрания города Севастополя 11 апреля 2014 года».

С другой стороны: «Устав опубликован в газете «Севастопольская газета» № 29 (1650) 15 апреля 2014 года».

С третьей стороны прямо в тексте Устава указано: «Статья 44 1. Устав города Севастополя принимается Законодательным Собранием города Севастополя не менее, чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов и вступает в силу со дня его официального опубликования в городских печатных изданиях».

11 апреля принят, 15 апреля опубликован в городской газете. Тогда ПОЧЕМУ 14 апреля – «памятная дата»?!

Кстати, а в «Википедии» по датам Устав выглядит так:

Вполне возможно, что данная «памятная» дата, 14 апреля, выбрана «заксобранцами» потому, что Устав в этот день «подписал» А.М.Чалый. На момент подписания всего лишь и.о. губернатора Севастополя. Если это так, то это реально холуйское удовлетворение «коллективом единомышленников», эдакой, «манечки величия» своего «гуру».

Так что говорить о «сохранении и развитии исторических традиций города» в исполнении севастопольского Заксобрания учреждением подобных «памятных» дат - это разрушать и морочить людям головы, а не развивать и укреплять традиции Севастополя.

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «INFORMER», чтобы быть в курсе всех новостей и событий!