20.03.2015 10:44
2749

Вернем империю?

Предисловие

Написать это предисловие меня заставили события последних дней, когда вся украинская и западная пресса как с цепи сорвалась по поводу исчезновения Владимира Путина.

В ход шли любые вымыслы - от слухов о смерти до рождения ребенка. На всё, что смаковалось на страницах газет и телеэкранах мира - можно было бы не обращать внимания, если бы не одно но.

Не дай Бог, если бы что-то случилось из того, что влияет ли на обороноспособность страны, что явилось бы толчком для внешнего нападения и внутренних волнений. Эти и другие вопросы сразу же возникают в сознании, и ответ на них один – это была бы катастрофа.

Но он тоже человек и всякое может случиться... И не может великая страна так во многом зависеть от одного человека. Систему власти надо менять, ее надо строить таким образом, что бы существующая демократия, опирающаяся на деньги, не могла быть той системой, которая станет способствовать клановой, олигархической борьбе и стать средой для хаоса и внутренних столкновений.

Именно это происходило во многих странах и именно это является основным фундаментом уничтожения России, который создает наш противник. Многие политологи могут дать свои предложения. Но дерзну внести и свои, основанные на собственном опыте и видении ситуации. Тем более, что "кое-кто" громко заявлял, что Севастополь должен стать генератором патриотических инициатив для всей России. Мы попробуем это сделать.

Мы, это Региональная общественная организация «Самооборона «Севастополь без фашизма», которая за прошедший год зарекомендовала себя различными инициативами и мероприятиями и, думаю, заслужила определенный авторитет. Мы хотим идти дальше и стать Всероссийской организацией. Наверное было бы целесообразно сменить название и выносить в рубрику «Мысли вслух» разделы нашей идеологии и теории построения будущей России.

Для того, чтобы знать, как нам строить свою будущую жизнь, надо определиться. Что же мы имеем на данный момент, на каком историческом этапе мы находимся и что же происходит вокруг нас?

О некоторой методике нашего анализа мы уже говорили ранее, Дайте ссылки ??? сейчас же дополним наш метод другими составляющими. Чтобы меня поняли и поверили, представлю новые элементы нашего метода осмысления современной действительности. Основа – это диалектика, любое явление берется в его становлении, развитии и отмирании - если оно есть, а также во всей взаимосвязи с другими сопутствующими явлениями.

Если похожее явление совершалось ранее, обращаемся к серьезным философам прошлого, которые анализировали нечто подобное в свое время. Это - в том числе и испытание временем - дает возможность убедиться в их правоте, понять их метод мышления и разобраться с понятийным аппаратом, который по отношению к их времени претерпел изменения. В помощи осмысления происходящих ныне событий более всего подходит Николай Бердяев, так как он лучше других понимал русскую душу, Россию, стоящие перед ней задачи и писал свои работы в похожее бурное время.

Итак, приступим.

ИМПЕРИЯ – ПРОШЛОЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ

Многие идеологи противостояния с Россией, как на Украине, так и на западе, довольно часто применяют следующие словосочетания: «Украинцы это европейцы», «Украина - це Европа», «Россия - империя и стремится вернуть нас в империю», «Путин не может избавиться от имперского мышления» и.т.д. Но понятие "империя" при этом не раскрывается, что они подразумевают под стремлением уйти от империи в сторону Евросоюза не вполне ясно. И можно ли связать стремление России оставить Украину в сфере своего влияния с империалистической политикой?

Империя и империализм России (по этим идеологам) - это терра инкогнито. И как бы это было не логично, попытаемся предположить, что они думают категориями общих стандартных представлений об империи и империализме. Империя – это государство, которое в силу своих агрессивных устремлений втягивает в свою орбиту другие, менее слабые государства. Это может происходить как военным, так и экономическим или политическим путем. Можно считать, что таким образом государство осуществляет империалистическую политику. Как правило, это несет в себе негативный смысл и подавляет всякую свободу того, на кого направлена эта политика. Согласно трактовке этих идеологов из монстров империалистического прошлого в наши дни осталась только Россия, которая не может избавиться от такого мышления. Все остальные избавились от своего империалистического прошлого и несут в мир только демократию, идеалы свободы и просвещения, пресловутые «европейские ценности».

Что говорит об этих явлениях Николай Бердяев? «Оказывается в истории нового человечества происходит двойственный процесс - процесс универсализации и процесс индивидуализации, объединения в большие тела и дифференциация на малые тела. Национализм есть начало индивидуализации, империализм - начало универсализации (глобализации, по-современному). В древности Римская империя не была уже национальностью, она стремилась быть вселенной. Идея всемирной империи проходит через всю историю и доходит до ХХ века, когда она теряет свой священный характер (священная Римская империя) и приобретает основу в значительной степени торгово-промышленную. Экономизм нашего века наложил печать и на идею мировой империи».

Как видите, Бердяев придает совершенно новое содержание понятию "империализм". Если взять Римскую империю, то это уже трансформация в некую вселенную, а я бы сказал это расширение и распространение цивилизации. И как мы знаем из истории, за продвижением римских легионов всегда шло внедрение римской культуры. Вехи ее продвижения остались и по сей день, как в виде материальных, так и духовных памятников.

Н. Бердяев также проводит различие между современными ему империализмами. Он выделяет англо-саксонский империализм, германский империализм , российский империализм и дает им всем характеристику.

Он отмечает, что «великие державы ведут мировую политику, претендуют распространять свое цивилизующее влияние за пределы Европы, на все части света и все народы, на всю поверхность земли.»

«Английский империализм (по Бердяеву) – мирный, не милитарный, культурно-экономический, торгово-морской. Нельзя отрицать, - замечает он – империалистического дара и империалистического призвания английского народа. Можно сказать, что Англия имеет географическо-империалистическую миссию».

Германскому же империализму дается совершенно иная характеристика - «воинственно-насильнические инстинкты германской расы делают германский империализм трудным, форсированным и непереносимым для других стран и народов. Германский империализм должен быть агрессивным и насильнически захватным. В германском империализме капитализм новейшего образца тесно сплетается с милитаризмом. Это империализм чисто милитаристический, а милитаризм-модернизированно-капиталистический.» Обратите внимание, это пишется еще до первой мировой войны. И далее идут пророческие слова «..но Германия не империалистическая страна по своему призванию. Ее империализм – роковой для нее самой и для всей Европы».

Далее он отмечает, что всякий империализм роковым образом сталкивается с бурным потоком другого империализма. Сосуществование нескольких мировых притязаний означает мировую войну. Но далее следует совершенно неожиданное. То, что еще раз подтверждает диалектику мировой истории, ее инь и янь.

«Через ужас войны и зло колониальной политики , через борьбу рас и национальностей совершается объединение человечества и цивилизование всего земного шара». Н. Бердяев предвидит и отмечает , что « центр тяжести Западной Европы, по всей вероятности, передвинется еще более на Запад. В Америку, могущество которой очень возрастет после окончания войны. Да и американизм новейшей цивилизации тянет Европу в Америку. Восток – один выход за пределы европейской культуры, Америка – другой выход. ЕВРОПА ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ ЦЕНТРОМ МИРОВОЙ ИСТОРИИ, ЕДИНСТВЕННОЙ НОСИТЕЛЬНИЦЕЙ ВЫСШЕЙ КУЛЬТУРЫ».

Вот какой неожиданный поворот, и далее «...теперь Европа вплотную поставлена перед основной темой всемирной истории – соединения Востока и Запада».

И вот тут-то Н. Бердяев высказывает свои мысли по поводу места России в империалистической истории человечества, подчеркиваю, -империалистической. Он отмечает, что в этом мировом передвижении культуры особые роли выпадают России и Англии. «Миссия Англии – более внешняя. Миссия России - более внутренняя. Россия стоит в центре Востока и Запада, она - Востоко-Запад. Россия - величайшая Империя. Но именно потому ей чужд империализм в английском или германском смысле слова. У нас, русских, нет великоимперских стремлений, потому что великая Империя - наша данность, а не задание. Россия слишком велика, чтобы иметь пафос расширения и владычества. Да и темперамент славянской расы- не империалистический темперамент. Миссия России- защита и освобождение маленьких народов. Материальная сила и материальное величие России - наша исходная данность. Нам не приходится с трудом отвоевывать себе каждую пядь земли, чтобы быть великими. И мы имеем все основания полагать мировую миссию России в ее духовной жизни, в ее духовном, а не материальном универсализме, в ее пророческих предчувствиях новой жизни, которыми полна великая русская литература, русская мысль и народная религиозная жизнь».

Так коротко и обобщенно я представил взгляды Н.Бердяева на мировые империалистические тенденции, совершенно необычный взгляд его на их сущность и качества.

Обратите внимание, что он четко выводит тенденции мирового развития – расширение и объединение. И разве не вписывается ли в эти тенденции создание Евросоюза, имперская политика Соединенных Штатов, которые взяли на вооружение лозунг продвижения демократии, «американской мечты» и американской культуры, т.е американского образа жизни?

Мир сопротивляется этому образу жизни, этой «американской вселенной». Это сопротивление приобретает форму цивилизационных войн, когда исламская культура не впускает в себя эту вселенную, сопротивляется культура юго-восточной Азии и Японии. На наших глазах происходит деградация европейской культуры, которая от христианских корней уходит в содомизм и сатанизм.

Но все это происходит в процессе продолжающегося расширения и универсализации, которые по Н. Бердяеву также являются империалистическими процессами. Т.е. создание Евросоюза - это так же создание империи, новой Европейской империи, которая ведет борьбу за свое существование, в том числе и с американским империализмом. Это не может не видеть только слепой.

Но в таком случае движение Украины в сторону Евросоюза это не уход от имперского прошлого, это просто дрейф в сторону другой империи, ценности которой это уже не те ценности европейской культуры, которые вскормили большую часть человечества.

Но вся ли Украина стремится к такой империалистической политике, или какая- то часть ее хочет остаться со своей материнской культурой, которая является великой мировой культурой. И именно это империалистическое мышление проповедует Россия и ее лидер. А не то, которое им приписывают идеологи запада , которые в силу своего призвания должны были бы знать об этих глубинных процессах мировой истории.

Вывод из изложенного однозначен – процессы объективны и какую бы форму им не придавали и как бы не называли, по сути, идет создание новых империй, они борются между собой и их нынешняя борьба есть мировая война нового типа.

Наша страна в эту войну втянута и нас в ней считают основным противником. Нам приписывают то, что объективно осуществляют сами. Но если это так, то почему мы должны стесняться и оправдываться, что у нас нет имперских амбиций? В объективном процессе они просто не существуют, тем более, что Россия не стремится создать новую империю, она - усиливаясь внутренне - восстанавливает свой прошлый имперский статус.

И не важно, советский это статус или монархический. Главное, что он возрождается. Какую идеологию ему придать, это уже тема другого разговора.


Мартыненко Владимир
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «INFORMER», чтобы быть в курсе всех новостей и событий!